Во что играет «Ротор»?

Разбираем игровые наработки клуба с берегов Волги.

Во что играет «Ротор»?

Автор: Кирилл Герман

Во что играет «Ротор»?

Статью про игру команды не писал до сего момента никогда, да и к этой приступал много раз, и все не нравилось манера повествования. Получалось слишком скучно, пресно, языком спильверлангерунгдатде, а это совершенно не то, что нужно большинству из тех, кто обратит внимание на статью про волгоградский «Ротор». По правде говоря, нам просто интересно, во что же там играет этот «Ротор», заслуженно он вышел в Премьер-Лигу и есть ли там новые Есиповы и Нидергаусы или хотя бы Павлюченко или Беркетов.

Посмотрел я три матча волгоградцев под руководством известнейшего в прошлом игрока киевского «Динамо» Александра Хацкевича, матчи это были сдедующие: два в ФНЛ с «Нефтехимиком» 1-1 на «Волгоград Арене» и победа над «Шинником» 1-0 на арене «Химки» плюс матч кубка ФНЛ против «Мордовии», где Волгоград победил 2-0. То есть по результатам все очень даже хорошо, тем не менее, уверенная победа была одержана над Саранском, а матчи в ФНЛ получились сложными, оставили огромные вопросы верной ли дорогой пошло руководство «Ротора», предоставив Хацкевичу работу. Без простой статистики не обойтись, поэтому приведу голевые моменты, их в обоих матчах ФНЛ набралось по 5 у «Ротора» и соперников, ударов «Ротор» нанес 19 и 6 в створ, «Шинник» и «Нефтехимик» набили 22 с 6 пришедшимися в створ ворот. По статистике xG, что посчитал ИнСтат, у серебряных призеров Чемпионата России 97 небольшое преимущество — 1,12 на 0,99 с «Нефтехимиком» и 1,1 на 0,73 с Ярославлем. Что же касаемо продвинутой статистики, так через несколько абзацев мы её разберем и немного «повертим», добавив собственных впечатлений от увиденного.

Во всех трех матчах «Ротор» выстаивался в стандартные 4-4-2 и неизменно оставался верен ей до конца матчей.

Во что играет «Ротор»?, изображение №1
 

Начало атаки

Вариантов начала атаки три с половиной:

Номер раз - можно наблюдать как 17' или 8' спускаются к центральным защитникам для последующего паса, а крайние полузащитники идут в середину, тем самым являясь ориентирами для передач. В итоге получается, что можно отдать пас в центр на крайнего полузащитника, либо во фланг на подключающегося крайнего защитника, откуда уходят соперники.

Как раз описанный выше случай со смещением крайнего полузащитника в центр поля, между оборонительных линий Мордовии и открытие фланга для подключения левого защитника.
 
Как раз описанный выше случай со смещением крайнего полузащитника в центр поля, между оборонительных линий Мордовии и открытие фланга для подключения левого защитника.

Вариант номер два. Вратарь начинает вместо розыгрыша низом, выбивать мяч в центр поля в надежде на выигранную борьбу. И вот эти выносы бестолковые по сути, нападающие не цепляются за мячи, подбора от полузащитников не происходит, в такие моменты возникают большие разрывы по вертикали, и весь подбор собирает соперник. Крайне много потерь мяча. Конечно, некоторые выносы приводят к потенциально опасным скидкам, которые могут привести к опасности, но это больше связано с уровнем обороняющихся.

Как третий повторяющийся вариант начала атаки – пас крайнему защитнику и заброс по флангу, чаще всего потеря мяча или же взаимодействие по игре в короткий пас между 29' Денисов и 31' Ткачук, могут так пройти метров 40-50.

Половинчатый вариант – продольные передачи от центральных защитников 28 Байрыев и 90 Довбня между двух линий на 25-30 метров, сразу в линию нападения. Были замечены только в одном тайме одного матча.

Развитие атаки

В позицонке мяч двигается по W-образной структуре, от защитников во фланг до крайних полузащитников и обратно, без обострений. При игре вперед/на обострение потеря на втором паса чаще всего.

Очевидно, что тренерский штаб просит игроков играть диагоналями, менять фланг атаки, и игроки в начале матчей задачу выполняют, но после 25 минуты такие штуки исчезают из их игрового арсенала. Хотя атаки в 1-2 касания открытый/закрытый мяч с последующей сменой фланга и изоляцией крайнего полузащитника, нацеленного на последующий обыгрыш один в один, выглядят перспективно.

Основная мысль в завершении – доставить мяч во фланг и сделать навес в штрафную, где располагаются два нападающих, и крайний полузащитник, с противоположного фланга закрывающий дальнюю штангу. Правда игра головой в завершающей стадии атаки не является благодетелью игроков, идущих в штрафную, но это мелочи. За 3 матча навесов сделано 42, ударов головой в створ 0, ударов всего 1 (Микелтадзе бил в кубке ФНЛ после идеального навеса, без какого-либо сопротивления метров с 8 и в створ не попал). Нужно ли навешивать с такой регулярностью?

Доп. идея – 72' Муллин открывается под розыгрыш с правым полузащитником на углу штрафной, входит в штрафную на дриблинге и делает пас назад по диагонали на включающегося правого полузащитника (в этом случае 18' Николаев). Также возможен следующий вариант – крайний защитник с мячом на фланге, нападающий открывается под пас на углу штрафной, но пас следует не ему, а правому полузащитнику, который должен за счет индивидуальных усилий обыграть оппонента и выдать мяч назад по диагонали на линию штрафной, туда смещается правый полузащитник и один из центральных полузащитников. Эти варианты выглядят опаснее навесов и 1.5 ключевые передачи в среднем за матч происходят в свете подобных действий, но и они голов в увиденных матчах не принесли.

Правый защитник 5' Пискунов имеет два варианта для паса, либо открывшемуся перед штрафной 20' Микелтадзе, либо во фланг на правого полузащитника 18' Николаева.
 
Правый защитник 5' Пискунов имеет два варианта для паса, либо открывшемуся перед штрафной 20' Микелтадзе, либо во фланг на правого полузащитника 18' Николаева.
18' Николаев за счет ложного движения корпусом оставляет соперника за спиной и катит мяч на 20' Микелтадзе, тот в свою очередь пропустит мяч на набегающего игрока.
 
18' Николаев за счет ложного движения корпусом оставляет соперника за спиной и катит мяч на 20' Микелтадзе, тот в свою очередь пропустит мяч на набегающего игрока.

В качестве дополнения немного цифр: Позиционная атака с «Мордовией» — 66, из них 3 с ударами, входы в финальную треть 37 и в штрафную соперника 12; с «Нефтехимиком» 66 и 5 ударов, 42 входа в финальную треть и 16 в штрафную; с «Шинником» 59 и 2 удара, 27 входов в финальную треть и 11 в штрафную. К примеру, у самого «Шинника» 84 позиционных атаки и 10 ударов, 57 входов в финальную треть и 15 входов в штрафную.

Быстрая атака

Из 4 голов, что были забиты сине-голубыми один забит после прессинга на чужой половине (первый гол «Мордовии» 72' Муллина), три других после отборов мяча на своей половине, но в быстрых атаках. Во время подобной атаки мяч уходит во фланг, где игрок либо сам тащит мяч и простреливает (гол «Шиннику» 72' Муллина), либо отдает на линию штрафной куда отскакивает нападающий (гол 72' Муллина), либо идет пас в карман штрафной площади, куда открывается партнер и последующий прострел (второй гол «Мордовии» 72' Муллина).

Прессинг

Определенно отработан прессинг при аутах соперника, игроки разбирают своих оппонентов один в один, расставляются компактно, нацелены на отбор/перехват. При высоком прессинге также пытаются загнать соперника во фланг, нападающие, крайние полузащитники отрабатывают, накрывая игрока, перекрывая зону передачи. Так же стоит обратить внимание на прессинг после потери мяча на чужой половине. Инстат считает такой элемент игры, как прессинг, самое время привести цифры: с «Мордовией» 12 удачных попыток командного прессинга из 19, то есть 63% эффективности; с «Нефтехимиком» 9 удачных из 12, а значит 75% удачных взаимодействий, а в матче против «Шинника» всего 2 попытки из 10. Забавен тот факт, что в матче с «Шинником» в итоге не пропустили, не позволили много создать у своих ворот, а в матче с «Нефтехимиком», где лучший процент эффективности прессинга, пропустили как раз после неудачной попытки высокого прессинга. Центральные полузащитники потеряли игрока, дали ему принять мяч, сделать передачу, а там и защитники не помогли, но это совсем другая история.

Основная проблема при прессинге – центральные полузащитники теряют игроков, дают принять мяч. Теряют и 17' Песегов и 8' Алейник. Связано это во многом с низким расположением центральных защитников.

Сами под прессингом соперника теряются, в силу ограниченности футболистов в техническом оснащении.

Оборона

Обычно обороняются в среднем блоке, центральные полузащитники 8 и 17 систематически проигрывают подбор. В целом много борьбы.

При преимуществе в счете не стесняются встать в две низкие линии. Ошибки в построении центральной оси. Соперник может принять мяч или сделать скидку между линиями. Мяч проходит через центральных полузащитников. Так только дают принять и дают обработать, пробить, обступают кольцом, но в отбор на линии штрафной и в штрафной идти опасаются.

Центральный защитник Удалый 33' допускает грубые позиционные ошибки плюс скорость не его конек, то есть он и позиционно проигрывает и догнать нападающего может только с захватом. Центральный защитник Довбня 90' ошибается позиционно, его мяч перелетает или он не успевает вступить в отбор, выбрасываясь на игрока соперника и оказываясь в полупозиции, несмотря на эти ошибки лучше он, чем 33'.

Центральные защитники не играют на опережение в любом блоке, дают время на обработку мяча.

В матче с умным «Шинником» их нападающие уводят центральных защитников ближе к флангу, оставляя оромный зазор между ними и левым защитником, в эту зону врывается крайний полузащитник ярославцев, но не успевает поставить корпус. Нам же больше интересно, что такая дыра возникла в принципе и подобной ситуацией могут воспользоваться другие команды. И все же «Ротор» компактен, так что опписанная выше ситуация исключение, а никак не правило.

Что стоит отметить в положительную сторону – при быстрых атаках соперника максимально сужают пространство, крайние защитники смещаются в сторону мяча, вероятность отбора компактной группой возрастает.

Стандартные положения

Опишу несколько угловых/штрафных, дабы было понятно, над ними работают, они разнообразные, они будут приносить результат.

Угловые

1) «Нефтехимик» защищается по зонам, игрок «Ротора» блокирует верхнего игрока, как следствие остается один игрок волгоградцев на 12-13 метрах, стандарт завершается ударом.

2) Следующий угловой попытка повторить подобный маневр, неудачно, защитник блокирует удар.

3) Третий угловой навес на дальнюю штангу, с возможной скидкой мяча.

Штрафные

1) Розыгрыш под удар с 30 метров, защита блокирует, и все же перспективный розыгрыш.

2) Навес на ближнюю, скидка в центр штрафной.

3) Штрафной сбоку в 35м от ворот, вместо навеса идет пас во фланг на вход в штрафную, заканчивается навесом. Подобный розыгрыш будет повторен в следящем матче.

Стандарты в обороне

На своих угловых смешанный стиль обороны. Опасен был один угловой «Нефтехимика», игрок с подбора упустил своего, тот в итоге не попал по мячу с 6 метров. В целом играют плотно с противниками, важные зоны на ближней перекрывают.

Лучшие игроки: 72 Муллин, 31 Ткачук, 28 Байрыев

Худшие игроки: 33 Удалый, 8 Алейник, 20 Микелтадзе

Итог

«Ротору», конечно, будет сложно стартовать в РПЛ, и не только в виду паузы в полгода без игр на результат, но и в силу явной сырости в командной игре. Игра команды определенно еще подлежит стабилизации. Пока могут быть совершенно разные отрезки в матче, как первый и второй таймы с «Шинником», где у «Ротора» на поле были совершенно разные команды с точки зрения ментальности, в товарищеском матче пока получается больше, задумки тренера используются чаще, меньше упрощают игру, и дело конечно в психологии, игре на результат. Хорошо, что «Ротор» может добавить в темпе, как с Ярославлем, и не старается сразу отпустить противника, а наоборот хочет забить еще. В общем, конструкция пока хрупка и ненадежна, есть как положительные стороны, так и отрицательные, и куда вынесет «Ротор» Хацкевича календарь РПЛ пока совсем не ясно. Ниже немного плюсов и минусов, но без единого вывода, ибо слишком много неизвестных пока.

В качестве плюсов, безусловно, стоит отметить быстрые атаки команды; стандарты как у своих ворот, так и конечно же у чужих, разнообразие розыгрышей; качественную работу игроков группы атаки при командном прессинге; смену направлений атаки за счет диагональных переводов в начале матчей; нападающий Камиль Муллин;

Из минусов бросается в глаза: первый тайм с «Шинником», где «Ротор» толком за центр поля выйти не мог, только выносы вперед и моментальные потери; целенаправленную игру в навесы, хотя нападающие никак не заточены под подобную игру; упрощение игры при начале атаки, а именно выносы в борьбу от вратаря вместо розыгрыша; грубые технические, позиционные ошибки центральных защитников; системные ошибки игроков центра поля при командном прессинге; отсутствие связи между двумя нападающими и линией полузащиты.

Все статьи: https://vk.com/@futbologika

Автор: Кирилл Герман

Мы занимаемся организацией курсов по футбольной аналитике, маркетингу и скаутингу, а также краткосрочных семинаров для детско-юношеских тренеров и родителей будущих профессиональных спортсменов.

Полезные ссылки от Футбологики

  • Статьи о футбольной аналитике
  • Мероприятия по скаутингу, аналитике и маркетингу
  • Наши разборы матчей
Рейтинг: 0 / 5 (0)

Сотрудничество

По вопросам сотрудничества можете заполнить форму обратной связи или связаться с нашим представителем.

Связаться или Перейти в контакты